В последнее время сделки с жильем все чаще сопровождаются настоящими расследованиями, целью которых являются либо объекты недвижимости, либо их продавцы. По мнению адвоката Валерия Вечканова, это неудивительно, поскольку запутанная история правоотношений и переходов прав собственности на объект, щедро сдобренная противоречиями российского законодательства, нередко может составить конкуренцию сюжетам лучших детективных романов.
Элитные проблемы
Чаще всего объектами расследований становятся продавцы элитных квартир. Как правило, обращаются представители покупателей и за гонорар просят собрать и проанализировать информацию о финансовом положении контрагента, его прошлом, включая случаи нарушения закона и привлечения к уголовной ответственности. При этом выявленные прецеденты нарушения закона — это серьезный стоп-фактор для 90% состоятельных клиентов, серьезный аргумент в пользу отказа от покупки.
В ходе комплексного исследования проверяются сведения о предыдущих операциях с жилплощадью, выявляются подозрительные операции, внимательно изучаются семейные правоотношения, чтобы убедиться, что между супругами нет противоречий, которые могут стать препятствием для продажи жилья или основанием для судебных разбирательств в будущем. На данном этапе необходимо собрать исчерпывающую информацию о людях, которые проживали в квартире, сопоставить данные с архивными документами. Убедиться, что недвижимость не передана в залог и не арестована.
Наследственные квартиры
Резонансными детективными расследованиями сопровождаются сделки с наследственными квартирами. Получение наследства сопровождается проверкой круга возможных наследников, которые могут предъявить свои права на имущество. Как показывает опыт, наиболее рискованны сделки, в которых реализуемое имущество перешло наследникам от мужчин-наследодателей.
Покупателям рекомендуется убедиться в отсутствии у наследодателя внебрачных детей, которые могут если не оспорить совершенные сделки, то доставить немало хлопот добросовестным приобретателям просто из вредности либо корыстных мотивов. Также необходимо предпринять максимум усилий к выявлению других лиц, которые могут заявить права на обязательную долю в наследстве.
Осторожно — доверенность!
В зоне повышенного риска — сделки, в которых продавцы недвижимости действуют по доверенности. Предметом таких транзакций часто становится жилье, обманным путем изъятое у стариков либо алкоголиков и наркоманов. Представляясь работниками соцслужб, мошенники втираются в доверие к таким гражданам, предлагают помощь в приватизации жилья, получают доступ к документации, а затем по доверенности или фальсифицированным документам перепродают недвижимость, а жертв — выселяют в глубокую провинцию.
Нередко расследование по таким случаям позволяет не только защитить интересы клиентов, уберечь их от покупки «скелетов в шкафу», но и привлечь внимание правоохранительных органов к деятельности мошенников.
Загадочные новостройки
Зачастую покупателям непросто разобраться в нагромождении аффилированных друг с другом фирм, реализующих проект — особенно если они зарегистрированы в офшорных юрисдикциях. Комплексный подход подразумевает изучение ретроспективной истории юрлица, его учредителях, владельцах, топ-менеджменте, активах, кредитных обязательствах.
Детектив соберет максимум информации от других игроков рынка — партнеров, контрагентов организации, квалифицированно проверит правоустанавливающую и разрешительную документацию, предъявленную застройщиком, «родословные» девелоперской компании, привлеченных подрядчиков и риелторов — в них могут обнаружиться «серые» зоны, незаметные для рядовых обывателей.
Превентивный аудит
К сожалению, на долю превентивного аудита приходится незначительный объем заявок. Гораздо чаще обращаются уже обманутые застройщиками дольщики. Здесь важно выяснить истинное финансовое положение недобросовестных компаний, в интересах пострадавших от жуликов — предотвратить вывод денег или активов.
Накопленная практика позволяет идентифицировать признаки недобросовестных действий застройщиков. Среди них — подозрительные ссуды неизвестным компаниям, продажа или обмен имущества на акции однодневок, внесение имущества в уставный капитал дружественных жуликам структур. Активно применяются технологии фиктивного банкротства, когда между девелопером и подставной фирмой заключается контракт с невыполнимыми условиями, гарантированными имуществом застройщика.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции
Источник статьи